Психостимуляция уродует эмоциональную сферу психики.

Статья с информацией родителям и их детям

в помощь для формирования здорового образа жизни.

Статья от 10.03.2007г.

 

Содержание статьи:

 

             Часть первая. Объяснение терминов (дефиниция понятий);

             Часть вторая. Защита выдвинутого в названии статьи

             утверждения;

             Часть третья. Профилактика психостимуляции.

             Приложение. Некоторые вещества с психостимулирующим

             действием.

 

             Часть первая. Объяснение терминов (дефиниция понятий).

 

ПСИХОСТИМУЛЯЦИЯ - употребление психостимулятора.

 

ПСИХОСТИМУЛЯТОРЫ (смотреть в Большой Советской Энциклопедии)

 - Стимуляторы нервной деятельности (психостимуляторы, антидепрессанты, аналептики), группа  веществ, повышающих возбудимость центральной нервной системы, улучшающих умственную и физическую работоспособность, настроение и самочувствие. Психостимуляторы активируют психическую деятельность, их применяют для повышения психической и физической работоспособности. Позднелатинское stimulator, от лат. stimulo - колю, беспокою, возбуждаю, поощряю.

 

УРОДОВАТЬ - изувечивать, искажать, извращать, увечить, калечить, причинять повреждения, портить (смотреть в словаре Владимира Даля).

 

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ПСИХИКИ = ЭМОЦИИ:

Эмоции - ответ центральной нервной системы (ЦНС) человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей (в том числе психостимуляторов). Такой ответ ЦНС имеет ярко выраженную субъективную окраску, физиологические изменения и поведенческую реакцию. Субъективная окраска эмоций проявляется в переживании радости, гнева, удивления, отвращения, печали, страха и их комплексов. Эмоции являются одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. Смотреть дополнительно об эмоциях статью в БСЭ.

 

ЭФФЕКТ ПРИВЫКАНИЯ или толерантность, проявляется в постепенном снижении эффекта от приема активного вещества (например психостимулятора), что вынуждает принимать со временем все большие дозы для достижения эффекта. Обычно толерантность вырабатывается при приёме вещества и после прекращения приема со временем уходит на спад. Смотреть дополнительно про толерантность к психоактивным веществам в статье Википедии.

 

ЭФФЕКТ ОТДАЧИ он же синдром отдачи или синдром отрицательного последействия или синдром нарушенного равновесия или феномен рикошета или синдром рикошета или rebound-синдром (не путать с абстинентным синдромом):

 - В фармакологии это транзиторный (то есть временный) синдром, при котором симптомы (например сниженное настроение), послужившие причиной назначения лекарственного средства, возобновляются в более выраженной форме после прекращения приема этого средства.

 

Часть вторая. Защита выдвинутого в названии статьи утверждения.

 

             Психостимуляторы активируют психическую деятельность, их применяют для повышения психической и физической работоспособности, улучшения настроения и самочувствия. Да, активируют, повышают и улучшают, НО КАКОЙ ЦЕНОЙ? 

             Эмоции являются одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения человека. В данной статье не обсуждается - природа создавала и настраивала этот механизм миллионами лет эволюции или он был создан при сотворении человека по образу и подобию Божию. Здесь важно то, что каждый нормальный человек с рождения укомплектован всем необходимым чтобы жить и радоваться, быть счастливым. Естественные эмоции человека необходимы для адекватной высшей нервной деятельности и поведения, и только при естественном функционировании ЦНС будут адекватные эмоции. Высшая нервная система обладает свойством саморегуляции, функционирование поддерживается на определенном уровне для решения каких-то основных задач, и высокая психическая работоспособность, настроение и самочувствие в этом процессе являются только средством, а не целью. При искусственном усиленном стимулировании нервной деятельности (психостимуляции), включается механизмы саморегуляции и снижается чувствительность к такого вида стимулам, происходит привыкание - это так называемый эффект привыкания. И все бы ничего страшного, но существует ещё и эффект отдачи - ситуация, когда психостимуляция уже закончена, а чувствительность ко всем такого вида, но обычным и естественным стимулам остается низкая, и как следствие этого - неадекватно низкая психическая работоспособность, неудовлетворительные настроение и самочувствие. Таким образом, за психостимуляцию придется платить эффектом отдачи или продолжать психостимуляцию, увеличивающимися дозами психостимулятора из-за эффекта привыкания. Стремление к психостимуляции для достижения психического комфорта, когда без психостимулятора эффект отдачи глушит положительные эмоции и этим создает дискомфорт - называется синдромом психической зависимости. Конечно эффект отдачи постепенно проходит, ведь механизм саморегуляции (пока не сломался) пытается восстановить чувствительность к обычным стимулам. Чем сильнее, чаще и продолжительнее психостимуляция, тем сильнее и продолжительнее эффект отдачи, например если после редкого однократного приема алкоголя достаточно хорошо проспаться, то после сильных или длительных психостимуляций эффект отдачи будет мучить месяцами, а в тяжелых случаях годами. Организм тут не обманешь (не верьте рекламе), разными хитрыми способами («поправиться» пивом или крепким кофе) можно эффект отдачи только отсрочить или снизить его интенсивность за счет увеличения длительности, но в таком случае, как с банковскими кредитами, «заплатить» придется с процентами. При слабых но многочисленных, регулярных психостимуляциях чувствительность к обычным, естественным стимулам будет всегда слабой, недостаточной для формирования положительных эмоций, так и живет человек на грани с депрессией, хандрит помаленьку или начинает искать стимулы посильнее, экстрима, психостимуляторы помощнее и ещё больше увязает в порочном кругу эффектов привыкания-отдачи. По данным Всемирной Организации Здравоохранения депрессии выходят на одно из первых мест среди всех заболеваний. Не последние места в таком списке занимают табакокурение, алкоголизм, наркомания и тому подобные проблемы. А ведь механизм эмоциональной саморегуляции может сломаться совсем, как в известном эксперименте физиологов - подопытному животному дали возможность нажатием кнопки стимулировать свой собственный, так называемый центр удовольствий в головном мозге (сверхсильная психостимуляция электрическим разрядом через вживленные электроды), несчастное животное в экстазе давило на эту кнопку пока не погибло от истощения, отказываясь от еды и питья. С помощью психостимуляции легко можно получить повышение психической и физической работоспособности, улучшение настроения и самочувствия, даже суррогатное счастье, но ненадолго и с неотвратимым ущербом для нормальных, естественных эмоций.

             Если с ценой (и способами оплаты) за психостимуляцию немного разобрались, осталось ответить на вопрос ЗАЧЕМ? Зачем активировать психическую деятельность? Зачем искусственно стимулировать психическую и физическую работоспособности, настроение и самочувствие? Зачем это фантастическое и легкодоступное суррогатное счастье? Это похоже на вопрос этического характера, поэтому пусть каждый человек (взрослый и дееспособный) подумает и сам себе честно ответит на него. Можно только мечтать что перед принятием такого рода решений люди будут советоваться с соответствующими специалистами, и это при том что некоторые могут «расслабиться» без явных последствий, имея своё отменное здоровье и стальные нервы, а у других тяжёлая наследственность, акцентуации личности, недостаток нейромедиаторов и ферментов, резидуальные энцефалопатии и ещё куча слабых мест и больших рисков, разобраться в которых по силам только профессионалу.

             Если надо или очень хочется, то нужно уметь заранее оценить риски и принять на себя всю ответственность за последствия психостимуляции сигаретой или кофе с кофеином или кружкой пива или «легким наркотиком» или «тяжелым наркотиком» или электродами в свой мозг.

 

             Часть третья. Профилактика психостимуляции.

 

             За воспитание детей несут ответственность их родители. Нужно подготовить детей к самостоятельной взрослой жизни, заранее сформировать у детей определенные мнение и позицию по отношению к разным опасностям и порокам, в том числе к психостимуляции. Не надо полагаться на принцип «жизнь научит», в случаях с психостимуляцией жизнь не столько научит, сколько накажет, и в первую очередь будут сурово наказаны такие, безответственные родители.

             Вот несколько советов родителям по особенностям воспитания для формирования у ребенка адекватного отношения к психостимуляции:

    1. Родители являются моделями для подражания у своих детей - «Яблоко от яблони недалеко падает». Поэтому родители должны своим примером демонстрировать детям отрицательное отношение к психостимуляции. Обмануть здесь детей не получится. Начинать надо буквально сразу после рождения ребенка, а может быть ещё до беременности.

    2. Объяснение опасности психостимуляции как таковой, а не только отдельных психостимуляторов. Лучше избегать категоричности, использовать диалог или даже спор, убеждать аргументами, знаниями. В качестве аргумента нельзя использовать «родительский авторитет», основанный на силе, наказании, угрозе или обмане. Авторитет родители приобретают своим примером и компетентностью в каждом конкретном вопросе или деле, поэтому нужно много знать о психостимуляции, постоянно изучать эту проблему, чтобы суметь достойно ответить на все вопросы ребенка. Объяснения надо начинать сразу как только у ребенка появятся вопросы на эту тему, появиться такие вопросы могут в возрасте ребенка 3-4 лет. Объяснения должны быть понятны, соответствовать уровню развития ребенка. В среднем до возраста ребенка 11 лет объяснения должны быть конкретные, однозначные, наглядные. В младшем подростковом возрасте (после 11 лет, при достаточном развитии абстрактно-логического мышления) становится доступно понимание данной статьи. Объяснения нужно проводить регулярно: большие плановые разговоры с увеличением количества и сложности информации раза 2 в год, небольшие обсуждения после совместного с детьми просмотра фильмов, передач, прочтения книг и т.п. где возникает тема психостимуляции.

    3. Нужно отмечать у ребенка проявление естественных положительных эмоций (например радости), хвалить его за это. Особенно эффективна диспозиционная похвала, которая связывает проявление ребенком положительных эмоций с лежащей в основе этого проявления оптимистической наклонностью.

    4. Целенаправленно заниматься формированием здорового образа жизни ребенка вообще, воспитывать просоциальное поведение, организовывать адекватный и интересный досуг и образование.

    5. В школе родительский комитет может многого добиться. Можно приглашать специалистов для лекций. Можно устраивать экскурсии на соответствующие лекции и выставки. Можно организовать на базе школы кружок «Любители здорового образа жизни», проводить регулярные занятия с помощью самих родителей, школьного психолога, специалистов местного центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи, общественных и волонтерских организаций.

   Смотреть о центрах психолого-педагогической и медико-социальной помощи на официальном сайте Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга http://kobr.spb.ru/psich/       

   Скачать распоряжение Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга от 16 апреля 2001 года N 26-р «Об утверждении Примерного положения о кабинете по психолого-педагогической профилактике наркомании у детей и подростков при образовательном учреждении» (файл .zip 12,1 КБ).

    6. Нужно уделить внимание друзьям ребенка - «Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты». Как в школе можно создать своего рода родительский комитет и проводить профилактику психостимуляции.

    7. Полезно и интересно будет ребенку поработать волонтером в соответствующей общественной организации.

 

Приложение. Некоторые вещества с психостимулирующим действием.

 

             В Международной Классификации болезней 10 пересмотра выделены несколько групп психоактивных веществ, употребление которых вызывает психические расстройства и расстройства поведения (рубрики F10-F19):

   - F10 Алкоголь (этанол);

   - F11 Опиоиды - наркотики опийной группы (например морфин, кодеин, естественные продукты мака) и опиатоподобные соединения (например метадон, героин, фентанил);

   - F12 Каннабиоиды - размельченные цветы и листья конопли (анаша, марихуана) используют так же для изготовления гашиша;

   - F13 Седативные и снотворные вещества - бензодиазепины, барбитураты;

   - F14 Кокаин;

   - F15 Другие стимуляторы, включая кофеин - амфетамины (например эфедрин, d-метамфетамин), кофеин, теобромин, теофиллин;

   - F16 Галлюциногены - психотомиметики типа ЛСД, мескалина, псилоцибина, а так же фенциклидин и «экстази» (3,4-метилендиоксиметамфетамин);

   - F17 Табак;

   - F18 Летучие растворители - летучие жидкости и газы, вдыхание которых вызывает эйфорию: клеи, аэрозоли, растворители, бензин, нагретые сухие чистящие средства, газы для анастезии (закись азота), летучие нитраты;

   - F19 Сочетание нескольких психоактивных веществ.

    Смотреть МКБ-10 (ICD-X) Рубрики F10 - F19 Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с (вызванные) употреблением психоактивных веществ. На сайте Психиатрической больницы святого Николая Чудотворца http://psyazka.narod.ru/lsd_5.html

 

                          Автор статьи: Евгений (Psychiatr-spb), врач-психиатр.

 

Оригинал статьи на сайте «Детская психиатрия в Санкт-Петербурге» по адресу: http://psychiatr-spb.narod.ru/index.files/Page10540.htm

 

 

Комментарии статьи и отзывы читателей

 

             Читатели статьи имеют возможность послать администратору сайта свои комментарии данной статьи и отзывы для дальнейшей публикации.

 Кликнуть здесь для отправки комментария к статье

 

Комментарий №1

(ожидается)

 

 

Детская психиатрия в Санкт-Петербурге

 

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz