Социальная помощь и реабилитация для инвалидов

и детей-инвалидов в Санкт-Петербурге

 

 

             В каждом административном районе Санкт-Петербурга (при отделах социальной защиты населения районной Администрации) организованы государственные учреждения, где предоставляются различные виды социальных (в том числе на дому) и реабилитационных услуг инвалидам, детям-инвалидам, и некоторым другим категориям граждан, проживающим на территории данного района.

 

             Существует два вида таких государственных учреждений в районе:

 

    А) Санкт – Петербургское государственное учреждение «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов ... района»

 

    Б) Санкт – Петербургское государственное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения ... района»


    Смотреть Закон Санкт-Петербурга
«О государственных стандартах социального
обслуживания населения Санкт-Петербурга
».

 

 

Санкт – Петербургское государственное учреждение «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов ... района»

 

             Информация собрана с разных сайов СПб ГУ «ЦСРИ и ДИ» районов города, поэтому в каком-нибудь конкретном Центре может не оказаться всего перечисленного ниже. Важно знать, что данные услуги по социальной реабилитации могут быть организованы в любом «ЦСРИ и ДИ», при некотром старании администрации и запросе от клиентов Центра.

 

Цель работы такого СПб ГУ «ЦСРИ и ДИ ... района»:

 

    - Оказание  комплекса квалифицированных социально-психологических, социально-медицинских, социально-педагогических, физкультурно-оздоровительных, профессионально-реабилитационных и профессионально-ориентационных услуг детям-инвалидам от рождения до 18 лет и инвалидам трудоспособного возраста, проживающим в ... районе Санкт-Петербурга для формирования (восстановления) их социального статуса, достижения социальной адаптации к жизни в обществе и семье, а также формирования позитивной мотивации к трудовой деятельности, рационального трудоустройства и достижения материальной независимости. Принимаются на реабилитацию дети и молодые люди с ограниченными возможностями (от рождения до 35 лет

 

 

Задачи СПб ГУ «ЦСРИ и ДИ ... района»:

 

Организация комплексного социального (диагностического) обследования ребенка и его семьи. Определение видов и объемов требуемой помощи, определение реабилитационного потенциала и прогноза развития ребенка.

Разработка и реализация реабилитационных (абилитационных) программ с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалида  и данных обследования; медицинское и социальное сопровождение семей.

Проведение мероприятий профессиональной реабилитации инвалидов, в том числе профессиональной ориентации и обучения первичным трудовым навыкам детей с ограниченными возможностями. Оказание содействия инвалидам в получении профессионального образования и трудоустройстве.

Изучение и внедрение в практику передового отечественного и зарубежного опыта, научно-исследовательских разработок по вопросам социальной реабилитации инвалидов. Проведение мероприятий по повышению квалификации сотрудников Центра по вопросам реабилитации.

Организация досуговых, культурно-массовых, спортивно-оздоровительных мероприятий для инвалидов и их семей.

 

Типичные перечень документов, необходимых для зачисления инвалида, ребенка-инвалида в СПб ГУ «ЦСРИ и ДИ ... района»:

 

свидетельство о рождении или паспорт

справка об установлении инвалидности (ксерокопия)

медицинский страховой полис

индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР) (ксерокопия)

направление органа соц. защиты

история развития ребенка (ф.№112/у) или амбулаторная карта подростка (ф.№025/у)

эпикриз от врача реабилитолога или лечащего врача с допуском на проведение медицинских процедур (массаж, ЛФК)

справка из учреждения здравоохранения об отсутствии медицинских противопоказаний к обслуживанию в центре (в справке перечисляются все виды реабилитационных мероприятий, для которых у гражданина отсутствуют медицинские противопоказания)

справка из ПНД, если гражданин там наблюдается, об отсутствии медицинских психиатрических противопоказаний к обслуживанию в центре (в справке перечисляются все виды реабилитационных мероприятий, для которых у гражданина отсутствуют медицинские психиатрические противопоказания)

.

 

Отделения типичного СПб ГУ «ЦСРИ и ДИ ... района»:

 

1) Отделение приема и консультации граждан 

             Отделение организует прием инвалидов и детей-инвалидов в Центре, формирует банк данных по инвалидам и детям-инвалидам, получающим реабилитационные услуги; осуществляет социальную диагностику клиента и его семьи, разрабатывает индивидуальные «реабилитационные маршруты», осуществляет координацию выполнения мероприятий программы социальной реабилитации. Оказывает информационную, консультативную (разъяснительную) помощь инвалидам, детям-инвалидам и членам их семей по вопросам организации работы учреждения и проводимых мероприятий комплексной реабилитации в центре. Развивает и поддерживает контакты с другими учреждениями района, оказывающими помощь людям с ограниченными возможностями.

             Специалисты по социальной работе отделения:

проводят первичный прием инвалида, семьи ребенка-инвалида

оформляют договор

выявляют интересы, потребности и запросы клиентов

консультируют и информируют клиентов по вопросам льгот и услуг

оказывают квалифицированную юридическую помощь (ведет прием юрист)

 

2) Социально-реабилитационные отделения (могут разделяться на отделение для детей от 4 до 18 лет, и отделение для клиентов старше 18 лет).

             Отделения осуществляют психолого-педагогическую диагностику клиента и его семьи, коррекционную (психолого-педагогическую) работу с клиентом; оказывают психологическую помощь семьям, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями; осуществляют консультирование по вопросам семейного воспитания и развития ребенка. Оказывают клиенту с особыми нуждами  социально-педагогические, социально-психологические услуг, направленные на создание условий для нормальной жизнедеятельности и адаптации клиента в социуме. Осуществляют работу по развитию творческих способностей, выявляют резервные возможности клиента: музыкотерапия, занятия в театральной студии. Проводят мероприятия по организации досуга клиента и его семьи. Социальные педагоги отделения организуют выезды в музеи, театры, по достопримечательным местам Санкт-Петербурга.

             Прием клиента и членов их семей на отделение осуществляется после заключения договора на отделении приема и консультаций.

             На отделениях могут работать специалисты: педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, сурдопедагог, музыкальный руководитель. В своей работе специалисты могут использовать разнообразные методы и техники: сказкотерапия, песочная терапия, игровая терапия, арттерапия. проводятся занятия по этикету, кулинарии и домоводству. Проводятся индивидуальные, комплексные, групповые занятия с детьми. В течение всего года работает родительская группа.

             Задачи:

обеспечение диагностико-коррекционного, психолого-педагогического процесса

определение потенциальных возможностей детей и подростков с ограниченными возможностями.

участие в организации и проведении анимационных мероприятий.

развитие коммуникативных навыков детей и подростков, обучение навыкам альтернативной коммуникации

организация игровой среды и среды для продуктивной деятельности ребенка

обучение родителей и ближайшего окружения ребенка использованию различных способов коммуникации

консультирование родителей и ближайшего окружения ребенка организации игровой среды и среды для продуктивной деятельности ребенка.

 

3) Отделение профессиональной ориентации детей-инвалидов.

             В отделении оказывается консультативная помощь психолога (профессиональное тестирование, профессиональная ориентация), консультирование родителей по вопросам организации трудовой  и профессиональной подготовки подростков. Проводятся экскурсии в образовательные учреждения, участие профориентационных семинарах

             Цель: подготовка подростков к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Оказание помощи  в выборе образовательного маршрута и в осознанном  профессиональном самоопределении, с учетом психофизиологических особенностей и возможностей, а также наличия вакансий на рынке труда.

             Задачи

Профинформирование – ознакомление с состоянием рынка труда, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку.

Проведение мероприятий профессиональной реабилитации инвалидов, в том числе профессиональной ориентации и обучению первичным трудовым навыкам детей с ограниченными возможностями.

Оказание содействия  в получении профессионального образования и трудоустройстве.

Развитие индивидуальных и творческих способностей, эстетического и художественного вкуса, самовыражения и самопознания.

Ознакомление с различными видами декоративно-прикладного искусства, народного творчества и ремесел.

Формирование навыков общения. Умения адекватно участвовать в общении находить и пользоваться доступными средствами массовой информации необходимой для практической деятельности и развлечений.

Развитие познавательной активности и самостоятельности.

Воспитание трудолюбия, ответственности, уважения к народным традициям.

             На отделении могут функционировать:

Музыкальный театр

Студия изобразительного искусства и театрального творчества

Компьютерный класс. На уроках проводится обучение в среде офисных программ Microsoft Office и работа в текстовом редакторе Word работа с электронными таблицами в Exel, создание презентаций в Power Point.

Мастерская декоративно-прикладного искусства. На практических занятиях дети овладевают технологическими приемами изготовления изделий в лоскутной технике, приемами декорирования, бисероплетения, работе с кожей.

Школа домашнего парикмахера

             Могут работать мастерские:

кройки и шитья

столярная мастерская

слесарная мастерская

обувная мастерская

фотолаборатория

художественно-керамическая мастерская

 

4) Отделение адаптивной физической культуры.

             Специалисты отделения  оказывают помощь в подборе ортопедического оборудования и вспомогательных технических средств реабилитации, а также обучают клиентов использованию их в быту. Инструктора-методисты АФК помогают клиентам адаптироваться к окружающему миру через обучение разнообразным видам движений, улучшающих психофизическое состояние клиентов. Осуществляется общефизическая подготовка, удовлетворение потребностей инвалидов в двигательной активности.

             Могут использоваться следующие методы и формы работы:

лечебная и корригирующая гимнастика

массаж

занятия с использованием вспомогательных приспособлений и специального ортопедического оборудования

метод динамической  проприоцептивной коррекции с применением рефлекторно-нагрузочного устройства «Гравистат»

метод Биологической Обратной Связи по электромиограмме

комплексные групповые занятия с  участием специалистов различного профиля (психолог, логопед, дефектолог)

игровые групповые занятия с участием клиентов и их родителей

секционные занятия спортом: настольный тенис, дзюдо, дартс, пилатес, тяжелая атлетика: масреслинг, армреслинг, бадминтон, футбол

проводятся спортивные игры на свежем воздухе, спортивных площадках

занятия в тренажерном зале

посещение бассейна

спортивно-оздоровительные мероприятия (участие в районных и городских спартакиадах) 

 

5) Отделение социально-медицинского сопровождения.

             Ведут прием врачи: педиатр, невролог, ортопед, врач-ЛФК, психотерапевт и др. Специалисты проводят осмотр, составление плана реабилитации, обучение родителей  или ближайших родственников основам социально-медицинских знаний, содействие в прохождении МСЭ.

 

6) Отделение раннего вмешательства для детей в возрасте до трёх лет (абилитация младенцев)

             Реализуется полный комплекс мероприятий по абилитации на ранних этапах жизни ребенка, имеющего выявленные в развитии нарушения или имеющие риск развития нарушений. Специалисты по социальной работе координируют индивидуальные маршруты посещения специалистов клиентами в возрасте до 3 лет. С родителями детей проводится консультационная работа врача-педиатра, психолога, дефектолога. Для детей создана игровая комната, открыввается комната релаксации. Проводятся занятия по лечебной физкультуре, массаж.

             В отделении работают различные специалисты:

воспитатели учат детей общаться и ориентироваться в окружающем мире

психологи оказывают психологическую помощь семьям с особенными детьми

дефектологи проводят диагностику и коррекционно-развивающие занятия с детьми

логопеды проводят занятия по правильному звукопроизношению

оциальные педагоги организовывают праздничные, развивающие программы и игры.

 

7) Социально-трудовое отделение для людей с нарушением интеллекта.

             Целью работы отделения является создание условий для наиболее полной социальной интеграции людей от 18 до 35 лет с ограниченными умственными и физическими возможностями в общество. Оказание комплексной помощи.

             Задачи:

развитие  самостоятельности в повседневной жизни

привитие навыков социально-бытовой ориентации

развитие эмоциональной сферы

подбор физических упражнений и средств физической реабилитации

формирование навыков общения, усвоение норм и правил поведения в обществе

коррекция поведения

формирование адекватной самооценки

развитие творческого потенциала

организация культурного досуга и отдыха

             На отделении могут работать специалисты:

психолог

социальный педагог

педагог дополнительного образования

инструктор-методист по адаптивной физической культуре

инструктор по труду

врач-психиатр

             Занятия проводятся индивидуально и в группах. Занятия проводятся по различным направлениям, используются передовые технологии. Для членов семьи проводятся индивидуальные консультации психолога и врача-психиатра. Все занятия проводятся в доступной форме при непосредственном участии специалистов с применением методов совместного взаимодействии и носят развивающий характер. Занятия проводятся  в форме тренингов:

Тренинг социальных навыков: умение следить за временем, умение исполнять обязанности в течение дня, умение организовывать свой быт.

Тренинг самостоятельного проживания: обучение самостоятельно удовлетворять ежедневные личные гигиенические потребности, умение поддерживать в порядке одежду, умение готовить пищу, умение произвести элементарную уборку помещения, постирать и т.д. Проводятся занятия по социально-бытовой адаптации (домоводство).

Транспортный тренинг: умение самостоятельно добираться в различные места путь «туда и обратно», умение пользоваться городским транспортом

             Могут работать мастерские:

кройки и шитья

столярная мастерская

слесарная мастерская

обувная мастерская

фотолаборатория

художественно-керамическая мастерская

            

8) Отделение социального сопровождения и патронажа на дому.

             Отделение осуществляет психолого-педагогическую диагностику клиента и его семьи, коррекционную (психолого-педагогическую) работу с клиентом; оказывает психологическую помощь семьям, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями; осуществляет консультирование по вопросам семейного воспитания и развития клиента. Оказывает клиенту с особыми нуждами социально-педагогические, социально-психологические услуг, направленные на создание условий для нормальной жизнедеятельности и адаптации клиента в социуме.  

             Цель работы отделения – содействие в повышении качества жизни людей с ограниченными возможностями и их семей, содействие в гармонизации внутрисемейных отношений.

             На отделении могут работать:

педагог-психолог

учитель-дефектолог

специалисты по социальной работе

социальные работники.

             Основные направления работы:

обучение родителей навыкам ухода за инвалидом, ребенком-инвалидом и способам формирования навыков самообслуживания у ребенка

•  проведение коррекционно-развивающих занятий на дому

организация досуга клиента в домашних условиях, предоставление его маме свободного времени

содействие в организации игровой среды для продуктивной деятельности ребенка

организация совместных выездов на природу

организация кукольных, музыкальных представлений, спектаклей на дому

сопровождение клиентов в учреждения здравоохранения, образования по запросу родителей

организация автобусного сопровождения семей с целью прохождения курса реабилитации в Центре

организация автобусных экскурсий в музеи, по городу

создание позитивной социально-психологической среды для раскрытия потенциала клиента и семьи

оказание разовых услуг семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

 

9) Отделение дневного пребывания.

             Специалистами отделения оказывается помощь и поддержка клиентам, членам их семей, разъясняются проблемы, связанные с воспитанием, обучением и медицинской реабилитацией. Для взрослых проводятся индивидуальные консультации психолога. Открываются группы психологической помощи мамам, работающая с использованием методов сказкотерапии  и арттерапии. Проводятся индивидуальные, комплексные и групповые занятия с клиентами. Работают группы дневного пребывания.

             Цели работы отделения:

социальная адаптация клиентов

оказание комплексной помощи семьям

             Задачи:

развитие самостоятельности ребенка

привитие навыков социально-бытовой ориентации

формирование навыков общения со сверстниками, усвоение норм и правил поведения в обществе

коррекция поведения ребенка

формирование адекватной самооценки

развитие навыков адаптации в обществе

             На отделении могут работать специалисты:

социальный педагог

социальный работник                                   

специалист по социальной работе

педагог-психолог

педагог дополнительного образования

инструктор-методист по адаптивной физической культуре

медсестра по массажу

медсестра

             На отделении оказываются социально-медицинские услуги:

занятия ЛФК

массаж

ионотерапия

аромофитотерапия

кислородный коктейль

 

10) Отделение временного проживания (данное отделение может быть организовано в составе СПб ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения ... района»)

             Предназначено для обеспечения поддерживаемого проживания и пребывания инвалидов трудоспособного возраста (в возрасте после 18 лет), с целью формирования и закрепления навыков самостоятельного проживания, самообслуживания, стабилизации психоэмоциональной сферы, формирования положительной мотивации к труду, создание равных возможностей с другими категориями населения в самостоятельном участии в социальной и семейно-бытовой жизни. Отделение оснащены комфортными 2-х местными и 4-х местными номерами-гостиницами, санитарно-гигиеническими помещениями, зонами отдыха, столовую. Реабилитанты отделения обеспечиваются 3-х разовым горячим питанием. Специалисты Центра: врачи, психологи, социальные педагоги, специалисты по социальной работе обеспечивают инвалидам в период пребывания (срок до 30- ти дней) комплексное реабилитационное обслуживание: занятие адаптивным спортом, медицинское сопровождение, включая водно-оздоровительные процедуры, досуговые мероприятия: экскурсии, посещение театров, концерты.

 

11) Организационно-методическое отделение.

             Организационно-методическое отделение координирует работу всех специалистов и осуществляет подбор методического материала, необходимого для ведения социально-реабилитационного процесса, налаживает контакты с медицинскими, социальными, педагогическими, а также с культурно-просветительскими учреждениями города. На отделении ведется работа по повышению квалификации специалистов, налажены контакты с профильными высшими учебными заведениями города,  готовятся печатные материалы для специальных периодических изданий и регулярно осуществляет связь со СМИ.

 

 

Детская психиатрия в Санкт-Петербурге

 

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz