Распоряжение Комитета по здравоохранению

Администрации Санкт-Петербурга

от 28 августа 2000 года N 313-р

    
Об открытии дневных стационаров на базе
диспансерных отделений ЦВЛ "Детская психиатрия"

          
     В целях совершенствования психиатрической помощи детям и подросткам и реализации Закона Санкт-Петербурга по региональной медико-социальной программе "Развитие и совершенствование психиатрической службы Санкт-Петербурга и ее материально-технической базы до
2002 года":
          
1. Главному врачу ЦВЛ "Детская психиатрия" Л.П.Рубиной открыть с 01.09.2000 три дневных стационара для необучающихся детей с психической патологией, утративших социальные связи, на базе диспансерных отделений:

диспансерного отделения N 1 по адресу: ул.Пархоменко, дом 20

- 25 мест

диспансерного отделения N 3 по адресу: ул.Новостроек, дом 24

- 25 мест

диспансерного отделения N 5 по адресу: ул.О.Берггольц, дом 1

- 25 мест

 

Всего - 75 мест

          1.1. Привести штатное расписание ЦВЛ "Детская психиатрия" в соответствие утвержденному профилю и мощности вновь открываемых отделений.
          
1.2. Утвердить положение о дневных стационарах на базе диспансерных отделений ЦВЛ "Детская психиатрия" согласно приложению 1.
          1.3.
Представить на утверждение штатное расписание дневных стационаров на базе диспансерных отделений ЦВЛ "Детская психиатрия" в Комитет по здравоохранению к 29.08.2000.
          2.
Заместителю председателя Комитета по здравоохранению, начальнику планово-экономического отдела Грачевой М.И.:
- финансирование расходов по содержанию дневных стационаров осуществлять в пределах ассигнований, утвержденных Законом "О бюджете Санкт-Петербурга на
2000 год".
          
3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на первого заместителя председателя Комитета по здравоохранению Тайца Б.М.
          

И.о.вице-губернатора Санкт-Петербурга -
председатель Комитета по здравоохранению
А.В.Каган

 

Приложение 1
к распоряжению Комитета
по здравоохранению Администрации
Санкт-Петербурга
от
28.08.2000 N 313-р

 

Положение
о дневном стационаре на базе диспансерного отделения
центра восстановительного лечения "Детская психиатрия"


Концепция отделения

 

             В центре восстановительного лечения "Детская психиатрия" наблюдаются дети-инвалиды, страдающие психическими расстройствами. Они нуждаются в систематической работе по коррекции поведенческих расстройств, психических и речевых нарушений, в социальной и бытовой адаптации.
             В настоящее время в Санкт-Петербурге существует опыт помощи молодым людям, страдающим психическими заболеваниями,
18-20 летнего возраста и старше с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности по интеграции их в общество. Общественная организация "Санкт-Петербургская лига жизненной помощи умственно отсталым людям" в созданном ею центре социальной реабилитации для молодых людей от 18 лет и старше с проблемами в развитии, который включает реабилитационную мастерскую, привлекает их к активному труду, включая профессиональную подготовку. Однако дети-инвалиды младше 18-летнего возраста, не имеющие возможности посещать школу или обучающиеся на дому, лишены общения со сверстниками и другими членами общества, вынуждены находиться дома. Родители не имеют возможности работать, не могут направить детей в специальные учреждения. С 1998 года ЦВЛ "Детская психиатрия" тесно сотрудничает с общественной организацией "Санкт-Петербургская лига жизненной помощи", которая остро нуждается в помощи профессионалов и показала необходимость и эффективность создания дневного стационара, выполняющего реабилитационные функции, для детей-инвалидов.
             Дневной стационар на базе диспансерного отделения в структуре центра восстановительного лечения "Детская психиатрия" организуется впервые в городе, создание его экономично и целесообразно. Помощь всех специалистов детям-инвалидам и их родителям оказывается в одном месте. Дети-инвалиды требуют максимально индивидуального подхода, поэтому занятия проводятся в малых группах. Дети приходят в отделение днем, их родители имеют возможность работать, повышая таким образом благосостояние своих семей.
             Основная концепция - совместная деятельность врачей, психологов, логопедов-дефектологов, социальных работников и родителей, направленная на социальную и бытовую реабилитацию детей-инвалидов, имеющих проблемы в развитии и проблемы в их семьях.


Цель:

             Организация реабилитационной помощи детям-инвалидам и их семьям в вопросах воспитания, социально-бытовой адаптации с возможно более раннего периода развития для дальнейшего самостоятельного проживания в семье и адаптация в обществе с минимальной поддержкой.

 

Задачи:

             Медико-социальная реабилитация и социально-бытовая адаптация детей-инвалидов, имеющих проблемы в развитии, включают в себя формирование навыков самообслуживания, бытовых навыков, формирование коммуникативных функций, организацию досуга в социальной среде:
     - расширение запаса знаний и умений;
     - коррекция речевых и психических нарушений;
     - ориентировка во времени и пространстве;
     - санитарная гигиена и бытовые навыки (пользование бытовыми приборами - телефон, телевизор, холодильник и т.п., транспортом, посещение магазинов);
     - организация праздников, дней рождения;
     - организация спортивно-оздоровительной работы совместно с клубом "Олимпикс";
     - психологическая и психокоррекционная помощь семьям детей-инвалидов.
          

Показания для приема в дневной стационар:

В отделение принимаются дети, наблюдающиеся в ЦВЛ "Детская психиатрия" с диагнозами:

     - умственная отсталость, слабоумие умеренной и тяжелой степени выраженности;
     - дети-инвалиды, не посещающие детские дошкольные и школьные учреждения или обучающиеся на дому;
     - возраст детей и подростков от
5 до 18 лет включительно.

       
Противопоказания:

     - дети и подростки с выраженной агрессией и аутоагрессией;
     - дети и подростки с частыми некупирующимися судорожными приступами;
     - дети и подростки с нарушением опорно-двигательного аппарата, нуждающиеся в передвижении на инвалидных колясках;
     - дети и подростки со стойким дневным энурезом, энкопрезом;
     - дети и подростки с тяжелой сопутствующей соматической патологией в стадии декомпенсации.
     
     

Структура дневного стационара на базе диспансерного отделения

 

             Все дети, направляемые в дневной стационар, находятся на динамическом наблюдении врачей-психиатров диспансерного отделения, на базе которого он развернут.
             Время работы дневного стационара с
9.00 до 19.00 часов.
             Дневной стационар создается на
25 человек. Время пребывания в отделении определяется состоянием ребенка и его возможностью удерживаться в коллективе.
             Количество детей в подгруппах - от
4 до 10 человек.
             Во время пребывания детей в дневном стационаре осуществляется следующая лечебная и реабилитационная помощь:

 

Врач-психиатр:

     - определяет объем лечебной и коррекционной помощи на каждый день, формирует группы детей;
     - обеспечивает осуществление медикаментозной поддерживающей терапии, назначенной врачом стационара или участковым врачом-психиатром;
     - при изменении психического состояния назначает корригирующую терапию, при необходимости участвует в проведении госпитализации по показаниям;
     - при невозможности пребывания ребенка в группе составляет совместно с другими специалистами индивидуальный план лечения;
     - совместно с другими специалистами участвует в психокоррекционной помощи;
     - проводит психотерапевтическую работу с родителями, объясняя им возможные изменения психического состояния ребенка и тактику поведения родственников при этом;
     - ведет записи в карте наблюдения за пациентом, отмечая все изменения состояния, при необходимости осуществляет коррекцию медикаментозной терапии.

 

Психолог:

     - ведет работу индивидуально с каждым ребенком и в подгруппе;
     - для каждого ребенка составляет индивидуальный план психокоррекционной лечебной помощи с учетом возможностей, знаний и умений, по которому ведется работа;
     - проводит рациональную семейную психотерапию по решению внутрисемейных проблем, терапию по осмыслению родителями возможностей своего ребенка;
     - в случае необходимости организует и самостоятельно проводит, с учетом ранее примененных методик, диагностические исследования с интерпретацией результатов;
     - использует различные методики - арттерапия, музыкотерапия, игровая психотерапия в программе психокоррекционной работы;
     - по направлению врача-психиатра осуществляет мероприятия по психокоррекции, психологическому консультированию с использованием различных психологических методик при оказании помощи в решении личностных, межличностных и бытовых психологических проблем;
     - проводит работу по обучению персонала в области психологии и деонтологии;
     - совместно с врачом-психиатром оценивает эффективность проводимой психологической и лечебной помощи;
     - постоянно ведет записи в картах наблюдения за пациентом дневного стационара.

 

Логопед-дефектолог:

     - проводит коррекцию речевых нарушений, нарушений мелкой моторики и поведенческих расстройств индивидуально по утвержденному плану;
     - проводит обучающие консультативные и коррекционные занятия с детьми и родителями;
     - проводит групповые и индивидуальные занятия по развитию речи и общего кругозора;
     - ведет документацию - записи в карте наблюдения за пациентом.

 

Специалист по социальной работе:

     - оказывает социальную помощь семьям детей-инвалидов;
     - для решения конкретных проблем детей-инвалидов поддерживает постоянную связь с государственными организациями (управление по здравоохранению, инспектора по защите прав детства, отдел по учету и распределению жилой площади и др.);
     - привлекает к своей работе общественные организации.

 

Медицинская сестра социальной помощи

     - проводит медико-социальную и бытовую реабилитацию пациентов, оказывает помощь в подборе необходимых документов для оформления, опеки, определения инвалидности;
     - осуществляет мероприятия по семейной адаптации больного в домашних условиях;
     - участвует в обеспечении больного бесплатными лекарственными препаратами.

 

Воспитатели:

     - осуществляют постоянный контакт со специалистами (врачом - логопедом, психологом) для участия в совместной реабилитационной работе;
     - занимаются в группе с детьми-инвалидами по индивидуальным программам, составленным специалистами, проводят фронтальные занятия с пациентами и их семьями;
     - проводят работу, направленную на решение вопросов социальной и бытовой реабилитации детей-инвалидов;
     - проводят занятия, с учетом возможностей детей-инвалидов, по арттерапии, музыкотерапии, занятия по развитию мелкой моторики;
     - принимают участие в проведении экскурсий и прогулок, в работе с родителями, организуют все зрелищные мероприятия;
     - несут ответственность за игры и пособия, находящиеся в их ведении, все пособия оформляются по разделам;
     - занимаются эстетическим оформлением реабилитационного отделения дневного стационара.

 

Медицинская сестра:

     - участвует в коррекционной социально-адаптационной работе, реабилитационных занятиях с детьми-инвалидами;
     - обязана проверять санитарно-гигиеническое состояние пациентов, занимать подвижный пост, требующий общего наблюдения за детьми-инвалидами;
     - обязана знать всех пациентов, особенности их психического состояния, выполнять назначения врача;
     - ежедневно вести записи в картах наблюдений за пациентами дневного стационара.

 

Инструктор по трудотерапии:

     - участвует в формировании навыков хозяйственно-бытового и ручного труда, необходимых для приобретения бытовой независимости детей-инвалидов;
     - поддерживает постоянный контакт со всеми специалистами отделения для участия в совместной реабилитационной работе;
     - ведет записи в картах наблюдения за пациентами.

 

Санитарка:

     - осуществляет уборку кабинетов реабилитационного отделения дневного стационара в соответствии с санитарным режимом;
     - помогает детям-инвалидам в освоении санитарно-гигиенических навыков;
     - помогает в работе воспитателям и медицинским сестрам. Работа ведется постоянно в течение дня.

 

Предполагаемые результаты

     Достижение стойкой компенсации состояния здоровья ребенка со снижением частоты госпитализаций.
     Оптимальный подбор доз медикаментозной терапии.
     Воспитание навыков коммуникативного общения в различных жизненных ситуациях. Развитие бытовых навыков и элементов социальной ориентации. Обеспечение общего и социального развития, облегчение социальной и бытовой адаптации детей-инвалидов, страдающих психическими заболеваниями. Детям-инвалидам с незначительными ограничениями жизнедеятельности - возможность в дальнейшем получения профессиональной подготовки и трудовой занятости.

 

Детская психиатрия в Санкт-Петербурге

 

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz