Детская психиатрия в Санкт-Петербурге

 

Письмо Министерства образования РФ

от 28 февраля 2003 г. № 27/2643-6

 

 

             В настоящее время в Российской Федерации на дому обучаются 30824 ребенка-инвалида. Обучение ребенка на дому нередко приводит к его изоляции от детского коллектива, депривации, формированию у ребенка патологической замкнутости, нежелания и боязни общения с другими детьми. С целью преодоления этих явлений органы управления образованием некоторых субъектов Российской Федерации пошли на создание экспериментальной модели образовательного учреждения - школы надомного обучения. Таких школ в настоящее время 22, в них обучаются 3439 детей.

Поддерживая опыт создания таких учреждений Министерство направляет для использования в работе Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения, разработанные Управлением специального образования на основе опыта работы школы надомного обучения «Цветик-Семицветик» г Великого Новгорода.

             Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомною обучения (разработаны на основе опыта работы школы надомною обучения «Цветик-Семицветик» г. Великий Новгород).

             В настоящее время обучение детей с тяжелыми формами хронических соматических заболеваний и детей-инвалидов регламентируется письмом Министерства народного образования РСФСР от 14.11.88 № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» и постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.96 № 861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях». Существующая практика организации надомного обучения показывает, что оно не может в полной мере обеспечить качественное образование и оптимальную интеграцию в общество ребенка с недостатками здоровья: ребенок лишается естественной социальной среды, каковой является школьный коллектив; из воспитывающего и образовательного пространства чаще всего исключаются образовательные учреждения дополнительного образования.

             Ставя перед собой гуманные цели обеспечения достижения больными детьми образовательного стандарта, обеспечения их оптимальной социальной интеграции, сохранения и укрепления здоровья больных детей, многие субъекты Российской Федерации пошли на создание новой модели образовательного учреждения - школы надомною обучения.

             Имеющийся опыт работы таких учреждений показывает, что организация образовательного процесса в них имеет свои особенности. Это, во-первых, разные сроки освоения образовательных программ, которые могут быть увеличены по сравнению с общеобразовательной школой, а для обучающихся с отклонениями в развитии ~ по сравнению со сроками их освоения в специальном (коррекционном) образовательном учреждении соответствующего вида.

             Во-вторых, это вариативность организации занятий с обучающимися. Занятия в школе надомного обучения могут проводиться в учреждении, на дому и комбинированно: часть занятий проводится в учреждении, а часть на дому.

             Занятия в учреждении могут проводиться индивидуально, в классе и комбинированно: часть занятий проводиться индивидуально, часть занятий проводится в классе.

             Выбор вариантов проведения занятий зависит от особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, сложности структуры их дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания, рекомендаций лечебно-профилактического учреждения, психолого-медико-педагогической комиссии, государственной службы медико-социальной экспертизы, возможностей доставки обучающегося в учреждение и отсутствия противопоказаний для занятий в классе (группе).

Например, обучающиеся с нарушениями зрения на предметах, где преобладают устные формы работы, обучаются в классе, а на предметах, где преобладают письменные виды работ, индивидуально.

             В-третьих, это гибкость моделирования учебного плана, который разрабатывается на основе Базисною учебного плана. При этом вариативная часть его позволяет учитывать интересы обучающихся, их потребности и возможности. Выбор учебного плана осуществляется на основании психолого-медико-педагогических рекомендаций совместно с родителями.          Кроме этого, следует помнить, что возможно изменение учебного плана, как в сторону уменьшения количества недельных часов, так и в сторону их увеличения, что связано с особенностями развития обучающихся, характером протекания заболевания. Предлагаем вариант Базисного учебного плана для школы надомного обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             Еще одной особенностью организации образовательного процесса в школе надомного обучения является обязательное включение в их деятельность родителей обучающихся. Эта особенность реализуется через согласование с родителями индивидуального образовательного маршрута и единой программы воспитания, формирование у родителей адекватной оценки возможностей ребенка, проведение лектория для родителей, создание системы индивидуального консультирования родителей.

             Для решения задач школы надомного обучения следует организовать полноценное кадровое обеспечение ее. Кроме должностей, включаемых обычно в штатное расписание образовательного учреждения, в штатное расписание школы надомного обучения следует включать такие должности как: педиатр, медицинская сестра, реабилитолог, психотерапевт, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, педагог-психолог с квалификацией «социальный психолог».

             Деятельность школ надомного обучения в настоящее время постоянно совершенствуется, ведется поиск наиболее оптимально организованных моделей такого образовательного учреждения.

             Управление специального образования, направляя данные рекомендации, надеется на сотрудничество с органами управления образования субъектов Российской Федерации, образовательными учреждениями надомного обучения по вопросу совершенствования их деятельности и просит направлять в адрес Управления (Москва, Чистопрудный бульвар, 6) свои замечания и предложения.

 

 

Смотреть об организации индивидуального обучения

 больных детей на дому:

 

   Смотреть Положение об организации индивидуального обучения больных детей на дому.

 

   Смотреть Перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы.

 

   Смотреть Статью 18. Воспитание и обучение детей-инвалидов Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов  в Российской Федерации».

 

   Смотреть Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях».

 

   Смотреть Письмо Министерства образования Российской Федерации от 30 марта 2001 г. N 29/1470-6 «Об организации образовательных учреждений надомного обучения (школ надомного обучения)»

 

   Смотреть Письмо Министерства народного образования РСФСР от 14.11.88 N 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому».

 

   Смотреть статью 4 Закона Санкт-Петербурга от 31 января 2003 года N 11-1 «О дополнительных мерах социальной защиты граждан с ограничениями жизнедеятельности по реализации права на образование в Санкт-Петербурге».

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Образовательные области

Классы

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Языки и литература

5

5

5

5

3,5

5

4

5

3,5

4

4

3,5

Общественные дисциплины

 

 

 

 

1

1

1

1

1

1,5

1,5

1,5

Естественные науки

 

 

 

 

1

1

3

4

4

3

3,5

3

Математика

3

3

3

3

2,5

2

2

2

1,5

2

3

3

Технология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,5

 

 

Всего

8

8

8

8

8

9

10

10

10

11

12

11

Обязательные коррекционные занятия

2

2

2

2

 

 

 

 

 

 

 

 

Обязательная нагрузка обучающихся

10

10

10

10

8

9

10

10

10

11

12

11

Занятия по выбору

9

9

9

9

12

11

10

11

13

13

12

13

Итоговая нагрузка

19

19

19

19

20

20

20

21

23

24

24

24

Сайт создан в системе uCoz